Система работы
Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование, согласно этим правилам, означало умение жить по законам природы, а природа, в свою очередь, включала в его представлении и человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с живой и неживой средой обитания. Томас Хаксли остроумно заметил, что, если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили бы, чтобы ребенок вырос, так и не научившись отличать пешку от слона. Метафора Хаксли вполне приемлема к современным требованиям в образовании, где основное правило - научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в России, существенно повлияли на «расширение функций иностранного языка как учебного предмета». А это, в свою очередь, влияет на изменение и уточнение целей обучения английскому языку в общеобразовательной школе. Cейчас английский язык не просто хорошо бы знать, а нужно действительно знать его хорошо. Мы уже не живем за «железным занавесом». Занавес сейчас, скорее, бумажный. Коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастных групп и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение ИЯ как средству общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Учет особенностей возраста - это отправная точка для конструирования курса обучения. Известный психолог Л.С. Выготский определил качество обучения так: «Хорошо то обучение, которое забегает вперед развития». А «зоной ближайшего развития» принято считать те действия, которые сегодня ребенок выполняет под руководством педагога, а завтра будет выполнять самостоятельно. Условно курс обучения можно разделить на три этапа (при условии, что ИЯ начинает изучаться в 5 классе): - начальный этап (5-6 классы);
С самого начала преподавания иностранного языка я пыталась найти наиболее оптимальные пути обучения. Поиски этих путей привели к созданию системы работы, суть которой и будет изложена ниже. Целью моей работы является - создание условий для радостного, ненапряженного развивающего обучения и воспитания активной саморазвивающейся личности.
Каждый этап обучения ИЯ предполагает реализацию более узкихцелей.
Начальный этап:
Средний этап:
Старший этап:
Данные цели реализуются через решение следующих задач:
Данная система работы предполагает следующие основные методические условия, обеспечивающие эффективность учебного процесса:
Основными принципами своей работы считаю следующие:
Начальный этап
Итак, начнем. Вот они пришли, пятиклассники. Смотрят с любопытством, ждут от изучения нового предмета только позитивных моментов, представляют, как они скоро научатся разговаривать по-английски и еще пока не представляют, с какими трудностями им предстоит столкнуться. Но я должна как можно дольше, а лучше навсегда удержать этот интерес, помочь моим маленьким ученикам как можно более безболезнно преодолеть эти трудности. Без психологии не обойтись. Вспоминаю, какие особенности у детей этого возраста. Мы помним стихи и песни, выученные в детстве, очень долго. Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном, стоит вспомнить одну строчку - и все стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у ребенка этого возраста прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдет к их осмысленному употреблению. Вот и используем преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок пока способен запоминать материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Доказанный факт: то, что мы слушаем на лекции или на семинаре, мы схватываем с первого раза лишь на 16 процентов (тесты показали), остальное «добиваем» ночами, перечитывая и зазубривая материал по несколько раз (но мы-то взрослые люди, у нас другие стимулы). А то, что человек слышит в дружеской беседе, не напрягаясь при этом, можно запомнить даже на все сто процентов. А еще лучше, если это происходит в игре. Почему? Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается практически без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в среднем школьном возрасте, в 5-6 классе, она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Чем больше я погружаю детей в атмосферу игры с непредсказуемым результатом, но четкими правилами, тем успешней проходит обучение. Сначала я боялась, что играющие ученики не научатся серьезности и ответственности, но позже поняла, что дети прекрасно отличают вымышленный мир от мира реального и легко переносят умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность. Кроме того, участие в игре повышает интерес детей к изучению английского языка, у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, преодолевается психологический барьер - страх. Все учащиеся, и даже самые слабые, принимают участие в игре, а для меня это большая удача, если в классе нет ни одного безучастного, пассивного ученика. Итак, исходя из цели обучения ИЯ в целом и из цели моей системы работы, уроки провожу в виде телемостов, поездок, круизов, международных встреч, вечеров КВН и т.д. Ролевую игру стараюсь разрабатывать вместе с учащимися, сценарий составляем вместе так, чтобы каждый учащийся получил роль. Цель таких уроков - дать возможность учащимся в естественной обстановке, в реальных условиях применить свои знания. Приведу небольшой пример-отрывок из ролевой игры "Would you like a cup of tea?" Коммуникативная задача - встреча и угощение друга, хорошие манеры за столом. Конечно, ролевая игра требует тщательной подготовки, но поверьте, результат того стоит. Вот и этот урок мы вместе с ребятами готовили заранее, причем дети готовились к нему с особым энтузиазмом: ожидался конкурс на лучший рецепт. Устроили настоящий праздник с чаепитием. Сначала рассказали, как готовится настоящий английский чай, затем ребята поделились рецептами приготовленный печений, кексов и тортов. Слежу за тем, чтобы все слова были произнесены правильно и значение их осмыслено. В естественной обстановке лексика легко усваивается и хорошо закрепляется. Затем учащиеся задали друг другу вопросы, касающиеся заинтересовавших их рецептов, например "How much salt?", "How many eggs?" и т.д., тем самым закрепляя языковой материал: исчисляемые и неисчисляемые имена существительные, лексические единицы a, an, some, any, much, many, a lot of и т.д. Затем вспоминаем правила поведения за столом: показываю заранее приготовленные картинки с изображением детей, имеющих хорошие и плохие манеры. Дети описывают картинки, придумывая к ним микродиалоги, например, "Help yourself - Thank you", "I'm sorry - That's OK/all right". Далее следует полилог участников. Должна сказать, что учитель должен быть не только ведущим в данной ролевой игре, но стать ее равноправным участником, ненавязчиво направляя разговор, с тем, чтобы все структуры были включены в речь. Каждая фраза, лексическая единица должны быть не только произнесены за столом, но и применены во всех вариантах своей сочетаемости с другими словами: "Could you pass me..., please?", "Would you like...?", "Would you like...or...?", "How about some...?", "Can/Could/ May I have...?", "I'd like...", "Help yourself to...", "Here you are/ it is" и т.д. Путем подстановки разных лексических единиц эти фразы могут прозвучать несколько раз в течение урока, тогда у ребят сформируется навык использования их в речи. Во время обучения говорению формируется грамматический навык. После того как учащиеся ознакомились с грамматическим явлением в структуре (например, there is/ there are; I have got/ she has got и т.д.) и поняли, какую коммуникативную задачу можно решить с его помощью, они приступают к тренировке. Тренировку провожу в несколько этапов, каждый имеет свою цель. Начинаю с простейшей операции - репродукции, т.е. имитативного воспроизведения образца. Здесь подход к каждому учащемуся должен быть дифференцированный: чем слабее учащийся, тем больше требуется имитативной работы с ним. Далее следует подстановка, когда образец наполняется другими известными учащемуся словами. При этом часто использую наглядность: игрушки, предметы, картинки и т.д. А если еще и поиграть при этом, да и психологию подключить! Например, отрабатываем конструкцию there is/ there are. Раскладываю на столе школьные принадлежности (ластик, ручку, линейку и др.), прошу внимательно в течение одной минуты рассмотреть их и запомнить. Когда учащиеся готовы, они закрывают глаза, а я убираю со стола один или несколько предметов. Открыв глаза, дети пытаются определить, какого предмета или предметов нет на столе, произнося по-английски: "There is not a ruler on the table". Сколько сразу сделали: повторили и закрепили лексический и грамматический материал, проверили возможности нашей памяти и потренировали ее. Если лексический опыт учащихся достаточный, можно использовать упражнение на расширение заданного образца, здесь уместна игра «снежный ком» - начнем со «слабых»: "I have got a dog" - "Sasha has got a dog. I have got a cat." - "Sasha has got a dog. Tanya has got a cat. I have got a parrot." И т.д. Объем высказывания растет как снежный ком. Снова развиваются память и внимание, коммуникативные навыки. Очень важной операцией для формирования говорения являетсятрансформация и комбинирование, которые требуют большой интеллектуальной активности учащихся, так как при их выполнении происходит перестройка заданного образца, а для этого нужно не только знать, что переделывать в образце, но и уметь это делать быстро. Нельзя не вспомнить и об обучении аудированию, так как понимание воспринимаемой речи на слух - основа общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Говорение и аудирование - две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. На начальном этапе оно является и целью и мощным средством обучения. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры. Тренировка аудирования обычно проходит с помощью упражнений различного характера:
·4. Упражнения, направленные на развитие воображения («Послушайте и передайте одним словом: The place where we play sports games (playground)).
·5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления («Прослушайте предложения. Скажи, правильно ли (логично ли) они расположены: It's red. I've got a ball.Her name is Mary. I've got a sister.")
Самое время сказать несколько слов об оценке знаний, умений и навыков учащихся на начальном этапе обучения. Если говорить сейчас не о количественной, а о качественной оценке работы учащихся на уроке, то она должна быть такая, чтобы позволяла выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям. При оценке учащихся стараюсь придерживаться следующих принципов:
Такая «система содержательных оценок», выработанная Ш.А Амонашвили, ориентирована на успехи учащихся, а не на неудачи, на их поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения. От этого во многом зависит дальнейшее желание ребят приходить на урок с радостью, а не с негативом в душе («опять спросят, а я не понял материал»). Как-то в качестве творческого задания в конце какого-то очень удачного красивого, на мой взгляд, урока я попросила ребят выразить впечатления в поэтической форме, не ограничивая их количеством строк, рифмой (то есть, это мог быть и белый стих). Вот, что получилось у шестиклассников: I am very glad to see Teacher said me, Good for you That this day is very bright And I think that I am really good. The sun is shining Teacher said me, Very bad I am nice to see its light. And I become so sad. (Лесникова Яна) (Хакимова Надя) Сколько позитива в этих строках! Больше никогда не буду говорить слова «очень плохо», только «молодец, здорово, но тебе следует обратить внимание на...». Тогда уроки английского будут настоящими уроками радости.
Средний этап
У семиклассников (по моим многолетним наблюдениям) очень часто снижается уровень мотивации изучения иностранного языка. И все же я очень стараюсь, чтобы ребята не потеряли интерес к предмету. На среднем этапе продолжаем развивать коммуникативные навыки, но уже на более высоком уровне: учащиеся имеют достаточный лингвистический опыт. Здесь помимо обозначенных выше форм работы, появляются новые. Приоритетным направлением я выбрала «обучение через сотрудничество» - один из наиболее эффективных путей объединения учащихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учащихся (так называемая коллективная групповая деятельность). Это достигается, главным образом, через работу в группах, где выполнение задания зависит не от сильного учащегося, а от каждого участника группы, то есть все в равной степени несут определенную долю ответственности за конечный результат работы. Самыми распространенными формами на среднем этапе являются ролевая игра, деловая игра, «мозговой штурм», "storytelling", ученические проекты, "Jigsaw"(«головоломки»). Ролевая игра проводится уже на более высоком уровне, учащиеся в состоянии самостоятельно составить сценарий, придумать и распределить роли. Вот, например, какие роли были придуманы для ролевой игры по теме "Do you care about your health?» (9 класс): Helen is fit and healthy. Bob is smoker. Willy is overweight because he likes fat food and sweets. Dennis is very sporty. Kate cares about her health. Mary likes sleeping too much. И т.д. Учащиеся самостоятельно выбрали роли для себя, определили свою точку зрения в этой роли, выбирая для себя позицию того или иного собеседника. В такой ситуации возможности самостоятельного выбора ребенок чувствует себя личностью, которая выбирает не только стиль поведения и точку зрения, но и несет ответственность за свои решения. Мне остается только поддерживать остроту ситуации и стимулировать отдельных ребят к высказыванию. К 9 классу обычно большая часть учащихся определяется если не с выбором будущей профессии, то хотя бы с профилем будущей специальности. В этом случае возможно проведение «деловых игр», моделирующих различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающих условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения. «Деловая игра» имеет сходные черты с «ролевой игрой», однако, имеет и присущие только этому виду работы элементы: моделирование в игре приближенных к реальным условий профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитирование их); поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли; описание объекта игрового имитационного моделирования; контроль игрового времени; система оценки хода и результатов игры, заранее разработанная и используемая в данной игре; правила, регулирующие ход игры; элемент соревнования. Опыт показывает, что если ребятам интересна тема и профиль, выбранный для данной игры, они с удовольствием принимают участие не только в игре, но и в разработке ее сценария (пример «деловой игры» см. в «Приложении»). Один из замечательных приемов, помогающих учебному процессу превратиться из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск, развивающий ребенка, обогащающий его духовный мир - "storytelling". Почему? Дети в любом возрасте любят слушать разные истории, рассказы, сказки. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в контексте, для ненавязчивой тренировки ребят в употреблении лексических единиц, грамматических структур, для развития умений в аудировании. У школьников продолжает формироваться положительное отношение к изучению английского языка. Истории, рассказы, сказки развивают воображение, служат «мостиком» между фантазией и реальным миром, учащиеся приобретают некоторый социальный опыт. Планируя урок-"storytelling", четко определяю, развитие каких навыков будет в центре внимания (лексических, грамматических, фонетических), как помочь детям сосредоточиться на содержании, как использовать музыку, мимику, движения, картинную, предметную наглядность во время рассказа. Атмосфера на уроке самая непринужденная. Ребят можно посадить полукругом: им так удобнее слушать учителя и видеть рисунки и предметы, которые я приготовила. Перед тем, как начать рассказ, ввожу ключевые слова. Можно также кратко передать содержание на родном языке. Есть разные виды заданий, которые я предлагаю детям в процессе моего пересказа. Например, можно прервать его и попросить учащихся высказать свои предположения о том, чем может закончиться эта история. Или попросить участников представить, что они - герои данного рассказа и придумать, что бы они сказали на месте реальных героев или как бы они себя чувствовали на месте того или иного героя, в той или иной ситуации. В самом начале урока раздаю карточки с отдельными словами из рассказа и прошу их встать и показать карточку, как только они услышат в процессе пересказа написанное на ней слово. Или карточки с картинками по данному сюжету, а учащиеся показывают карточку, иллюстрирующую данную ситуацию. Проверяю понимание прослушанного текста традиционно: задаю вопросы. Или использую такой прием: записываю ключевые предложения, раздаю их учащимся и прошу ребят сесть в таком порядке, в каком развиваются события в рассказе. Или записываю на листах бумаги краткое содержание рассказа с неточностями, ошибками (но не с грамматическими, а с фактическими) и, разделив класс на команды, даю задание исправить эти неточности. Такие уроки часто вдохновляют ребят на написание собственных историй для последующих уроков-"storytelling". Старший этап
Кто сказал, что маленьких детей надо учить в игре, а взрослые ученики имеют настолько высокий уровень мотивации, что они и без игр сами все поймут? Неправда! Ученик старшего класса - хоть и взрослый, а все же ребенок. Только игры становятся более серьезными и содержательными. Мои учащиеся, например любят поиграть в «мозговые штурмы». Разбиваю тему на несколько подтем или вопросов, записываю их на отдельных больших листах бумаги. Класс делю на группы. Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами все, что они думают, знают относительно данной темы или конкретного вопроса. При этом ограничиваю время. Закончив работу по одному вопросу, каждая группа переходит к седующему, передвигаясь, например, по часовой стрелке. Свои ответы учащиеся другой подгруппы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя его от предыдущего. Таким образом все группы отвечают на все вопросы и возвращаются к своему первоначальному заданию, чтобы за ограниченное время просмотреть все, что записали участники других групп, чтобы подвести итог, высказать свое мнение. Обсуждение каждой подтемы, вопроса может дополняться уточняющими вопросами, которые задаются той группе, которая написала данную информацию. На старшем этапе обучения ИЯ личностно-ориентированное обучение очень ярко реализуется в проектной работе. По окончании работы над темой старшеклассники готовят проекты. С грустью вспоминаю то время, когда мы, будучи учащимися старших классов, изучив тему, зубрили по ней топики. В результате, рассказы получались однообразными, неинтересными. Сейчас же совершенно другое дело: класс делю на группы, чаще всего по интересам, но стараюсь, чтобы в одной группе ребята были разноуровневыми, так, чтобы все были подключены к работе и выполняли посильные задания. Предлагаю несколько проектов по одной теме. Стараюсь, чтобы проблема была значимой в исследовательском и творческом плане (например, путешествия по странам, проблемы молодежи, семьи, взаимоотношения со взрослыми, с родителями, молодежные субкультуры, история праздников и традиций). Стараюсь направить работу так, чтобы предполагаемые результаты работы над проектом были практически или теоретически значимыми (например, выпуск стенгазеты по волнующей всех теме, изготовление путеводителя по городу или стране, программа туристического маршрута, рекламного проекта и т.д.). Типы проектов могут быть самыми разнообразными: исследовательскими, творческими, ролево-игровыми, информационными, практико-ориентированными. В работе используем следующие исследовательские методы: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы. В ходе совместного исследования применяем методы «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проектов. Почему проектная деятельность приобрела такую значимость в современной школе? Все очень просто: целью обучения ИЯ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (по мнению Н.Д. Гальсковой). Язык - элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:
Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Процесс обучения становится развивающим для учащихся, если он организован как речемыслительный поиск. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. ИКТ в преподавании англиского языка
В последнее время всё чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе. Возможности применения новых технологий в обучении существенно расширились, компьютеры перестали восприниматься в качестве «умной» печатной машинки, а Интернет- классы стали активно использоваться не только для преподавания информатики. Согласно новым требованиям ученик должен овладеть навыками использования ИКТ для расширения языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без использования компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современного языкового образования. Новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения ИЯ, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Основные виды работы с ПК на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его проверке и отработке. На уроках ИЯ компьютерные технологии используются для отработки грамматических навыков, для развития навыков письма, чтения и в проектной работе. Подобная работа важна для учащихся, проводящих ежедневно за компьютером 3- 5 часов (по данным опроса учащихся). На уроках английского языка и в разных классах используются современные технологии, в том числе в 10- 11 классах. На уроках страноведения, где хочется показать учащимся как можно больше ярких и запоминающихся иллюстраций, сообщить интересные и современные факты из жизни страны, использование Интернета становится насущной необходимостью. Возможности Интернета в этом плане безграничны и предоставляют разные информационные ресурсы. На таких уроках можно показать не только показать слайд- шоу достопримечательностей стран изучаемого языка, познакомить их с различными областями жизни людей, но учащиеся могут услышать и увидеть интервью с политическими деятелями страны и с различными знаменитостями. Однако не менее интересным оказывается включение ИКТ в ткань обычного урока. Например, в процессе изучения модуля «Travel»,так как каждый урок может сопровождаться мультимедиа. Сначала учащиеся читают на экране план урока, данный бегущей строкой, что позволяет собрать их внимание мгновенно. Затем предлагается задание из учебника для подготовки к ЕГЭ: прочесть текст и вставить пропущенные слова в нужной форме (работа с лексикой), а возможности ИКТ позволяют учащимся сразу сделать самопроверку. Текст является своеобразной провокацией, в юмористической форме в нем говорится, что современному человеку нет необходимости путешествовать. Учащиеся вовлекаются в разговор: они спорят с автором текста, приводят свои аргументы, говорят о своем отношении к путешествиям. Современные технологии позволяют прямо на уроке выходить в Интернет, но это требует часто дополнительной организации (проведение урока в кабинете информатики). Некоторые учащиеся имеют возможность выходить в Интернет прямо с мобильного телефона, а значит, можно поучиться работать в Интернете. Используя задание: найти наиболее удобный способ добраться до Лондона, можно выйти на страницу сайта аэропорта Хитроу. Учащиеся читают информацию о том, как можно добраться до столицы, в парах сравнивают цены, время, маршрут, а выполнив задание, опять сверяются с ответом, который появляется на экране. Затем учащиеся обсуждают достоинства и недостатки различных видов транспорта( их задача- повторить степени сравнения прилагательных, использовать в речи фразы согласия- несогласия), рассказывают, какой вид транспорта они предпочитают. Чтобы настроить учащихся на следующий этап урока- прослушивание диалога с выполнением задания, им предлагается рассмотреть на большом экране фотографию зала аэропорта, описать ее, представить, что происходит с людьми в аэропорту, придумать историю про людей, изображенных на фото. А затем учащиеся слушают диалог и выполняют задание, проверка ответов идет по ключу на экране, и амии составляют диалоги в аэропорту, используя изученный ранее материал. В конце урока учащиеся показывают свои проекты. Им предлагают сделать визитку Новосибирска. Эта работа позволяет не только заинтересовать материалом учащихся, но и дать им возможность выступить с докладом перед одноклассниками, которые все слушают с интересом, а остальным учащимся показ презентации позволяет высказать своё мнение о работе. Таким образом, проект является отличным стимулом для развития коммуникативных навыков учащихся. Подобные уроки неизменно оказываются занимательными, насыщенными различными видами деятельности и вызывают несомненный интерес учащихся. Использование ИКТ приводит к следующим результатам: учащиеся заинтересовались не только темой урока, но и техническими возможностями, используемыми на уроке, их внимание привлекла перспектива творческой и поисковой самостоятельной работы. Расширив материал учебника с помощью современных технологий, повышается интерес учащихся к предмету. Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся, так как ИКТ- самый любимый предмет современного подростка. Уникальность проектной работы в том, что, во- первых, в создании проектов может участвовать каждый ученик, а во- вторых, умение создать интересный проект с использованием компьютерных технологий - это вопрос престижности учащегося в классе. Поэтому они бесконечно совершенствуют свои работы, усложняя и оформляя их всё новыми и новыми деталями. Работа по подготовке проектов в программе Power point имеет огромное значение в развитии учащихся. Старшеклассники учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что в старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты. А так же они учатся работать с Интернетом. За учебный год учащиеся могут сделать 1- 2 презентации по той или иной теме, а значит, не только овладеть технологией проектной деятельности, выступить перед аудиторией с защитой своего проекта, но и познакомиться с опытом работы других учащихся из других классов. Результатом работы будет:
Многие учащиеся 10- 11 классов принимают участие в создании дополнительных мультимедийных учебных материалов для использования на уроках английского языка при изучении программного материала и во внеклассной работе:
Не менее важным элементом в повышении мотивации изучения иностранного языка в отсутствие носителей языка- создание коротких видеофильмов. Появление цифровых технологий позволяют снимать и монтировать на компьютере фильмы практически каждому человеку. Опыт съемки на уроках показывает, что это мешает учащимся говорить свободно и непринуждённо. Создание коротких видеофильмов- интервью с учащимися на заданную тему будет прекрасным стимулом в изучении английского языка. «Репортёры» берут интервью у учащихся школы, а потом показывают их на уроках. Так же большую роль играет использование обучающих и познавательных программ на CD. Это наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с учащимися, используя обучающие программы с игровыми элементами: «Triple Play Plus, Euro Talk Elementary, Learn to Speak English». Маленькие дети познают свой родной язык через игру- произнося звуки, пытаясь складывать из них слова, отгадывая названия предметов, повторяя за взрослыми стихи и рассказы. Овладение языком через игру- один из основных принципов обучения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя её в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания помогает разбивать фразы на отдельные фразы, слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слова. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Захватывающий характер приобретает работа, если вывести изображение с помощью проектора на большой экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер. Среди наиболее удачных программ такого типа надо отметить Triple Play Plus. С ее помощью можно обучать детей речи на слух, к тому же они учатся читать, правильно произносить на трех уровнях, что дает учителю возможность сравнивать. Наиболее успешно используемая часть программы- это описание внешности. Учащимся предлагается создать фоторобот представленного человека. При помощи мыши или микрофона можно собрать портрет и отработать всю лексику по описанию внешности. С большим успехом учащиеся проводят коллективное обсуждение. Затем дополнительно в течение месяца детям разрешается самостоятельно после уроков поработать на компьютере. Для более полной отработки темы в программе имеются и другие интересные варианты задач и игр. Выполняя задание по рисунку, который представляет собой мозаику частей тела человека, отрабатывается обширный запас слов. Среди наиболее широко известных программ на CD- рекомендованный Министерством образования РФ компакт- диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике. Использовать эту программу на уроках со всем классом практически невозможно. В практике этот диск может найти следующее применение:
Диск Euro Talk имеют три уровня: Elementary, Intermediate, Advanced. Применяются они для индивидуальной отработки материала. Наиболее интересным представляется возможность выдавать учащимся «международный сертификат», так как при наборе определённого количества очков программа отпечатывает сертификат на занесенную в него фамилию даже с подписями руководителей группы Euro Talk. Этот диск удобно применять на начальных этапах обучения сначала с сильными учащимися группы. Часто возникает ситуация, когда необходимо отработать определенный материал, а более сильные ученики, уже освоившие его, явно скучают. В этом случае их можно посадить за компьютер, и они будут работать. Здесь достигаются сразу несколько целей:
На старших этапах для всесторонней отработки лексических тем с успехом используется программа Learn to Speak English. Диски, состоящие из 30 тем- уроков, имеют большой набор диалогов, игр на эти темы, а так же видеоролики о городах США. Причем учитель может демонстрировать видеофрагменты с английскими субтитрами или без них. При использовании данной программы в течение 2- 3 уроков можно всесторонне отработать имеющиеся темы. Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным подспорьем в работе по обучению английскому языку. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом осуществляется личностно- ориентированное обучение. Применение презентации на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, размера, наклона. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что ещё более усиливает эффект воздействия. Подобный этап в определенной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создания презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от 1 до 3 часов, в зависимости от сложности материала. Из опыта работы с презентациями в течение учебного года при введении шести грамматических тем в 5- 7 классах можно сделать вывод:
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения материала были вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся делают коллективно прямо с экрана. Таким образом, презентация, оформленная звуковыми эффектами, становится еще и мощным стимулом для работы. Поделенный на группы класс в режиме соревнования лучше усваивает материал любой сложности. Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать в Microsoft Word. Успешно в практике обучения используются документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц. Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого - педагогические разработки, обеспечивающие подход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Опыт работы с современными ИКТ показывает, что их использование является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. Результативность работы
Особенность труда учителя заключается в том, что результаты своего труда он сможет увидеть не через день или неделю. Порой проходит несколько месяцев, а иногда и лет прежде чем педагог поймет, что все это время работал не зря. Я сужу о результатах сформированности коммуникативных навыков по следующим критериям:
|
|
|
|
© helen-raduga |